- Продукция сектора FMCG — это
- Особенности сферы FMCG
- Популярные FMCG компании
- Как FMCG-компаниям организовать логистику
Продукты питания, косметика, бытовая химия, предметы личной гигиены — все это входит в стандартную потребительскую корзину. Продукция совершенно разного назначения, но ее можно классифицировать как FMCG.
В этой статье расскажем, что это — сегмент FMCG; какие товары входят в эту группу; в чем их особенность; как организовать их хранение и логистику.
Продукция FMCG сегмента знакома украинским потребителям как “товары широкого потребления” (или знакомая аббревиатура “ширпотреб”, которую теперь используют с негативным оттенком в речи). Покупатели часто ассоциируют “ширпотреб” с дешевыми товарами низкого качества, хотя это совсем не так. Сегодня для обозначения товаров широкого потребления используют аббревиатуру FMCG, которая расшифровывается как “Fast Moving Consumer Goods”.
Продукция сектора FMCG — это:
- Пищевые продукты.
- Напитки.
- Уходовая и декоративная косметика.
- Бытовая химия.
- Стеклянная, бумажная и пластмассовая продукция.
- Лампочки.
- Батарейки.
- Алкоголь.
- Сигареты.
- Средства личной гигиены.
Некоторые специалисты относят в категорию товаров широкого потребления лекарственные препараты и потребительскую электронику.
Таким образом, продукция FMCG — это товары, которые потребители покупают регулярно. Например, ноутбук приобретают на длительный срок.
Особенности сферы FMCG
- Небольшая стоимость продукции. Чаще всего, потребители покупают товары сегмента FMCG, не задумываясь о цене. В корзину попадает все: от зубной пасты до жвачки. Эффект достигается за счет низкой цены.
- Потребители принимают решение о покупке спонтанно. Низкая стоимость провоцирует покупателя действовать импульсивно: в корзину часто попадает товар, который не планировали приобрести.
- Товары расходуются быстро. Компании сегмента FMCG тщательно планируют логистику. Им важно обеспечить товарооборот, который не будет создавать дефицита.
- Продукция раскупается быстро. Товары широкого потребления быстро заканчиваются, что стимулирует потребителей посещать магазины практически ежедневно.
Оборачиваемость FMCG сегмента часто зависит от сезонности. Например, мороженое — товар, который, в большинстве случаев, покупают летом, а пик спроса на канцелярские товары приходится на август, когда родители готовят детей к школе.
Популярные FMCG компании
Даже потребитель, который не знает значения слова FMCG, назовет как минимум 5 брендов в сфере товаров широкого потребления.
Например, компания Nestle выпускает кофе Nescafe, сухие завтраки Nesquik, кетчупы “Торчин” и другие. Procter & Gamble специализируется на товарах для личной гигиены и бытовой химии: детские подгузники Pampers, средства для мытья посуды Fairy и Gala, бритвы Gillette. Все эти бренды знакомы украинским потребителям.
Рынок FMCG огромен, поэтому компании тщательно планируют маркетинговую активность — ведут борьбу за каждого клиента.
Продукция сегмента FMCG требует высокой скорости доставки, планирования пиковых нагрузок. Компании сегмента Fast Moving Consumer Goods должны тщательно планировать хранение и транспортировку.
Как FMCG-компаниям организовать логистику
Как видно, сегменту FMCG приходится работать с разными видами продукции: бытовой химией, косметикой, продуктами питания. Главная проблема — это разные условия хранения товаров.
Если вы работаете на рынке товаров широкого потребления, рекомендуем арендовать склад класса А. Он отвечает всем современным стандартам складской логистики. Важно зонировать помещение, чтобы хранить разные типы продукции.
Нельзя забывать о правилах товарного соседства, когда хранение одной продукции рядом с другой может привести к порче. Например, специи не рекомендуется хранить возле сливочного масла, ведь оно абсорбирует все запахи. Мультитемпературные склады помогают решить проблему: в таких помещениях созданы зоны с разными температурными режимами.
При планировании логистики, учитывайте:
- Товарооборот. Поскольку продукция сегмента FMCG раскупается мгновенно, тщательно планируйте контроль оставшихся на складе запасов.
- Сроки доставки. Скорость — главный приоритет для потребителя на рынке товаров широкого потребления. Один бренд, который выпускает, например, напитки, легко заменить другим. Если товар не доставляют на полки магазинов вовремя, компании теряют выручку.
- Сезонность. Планируйте закупки продукции заранее. Компании, которые работают на рынке много лет, умеют прогнозировать, какие товары будут пользоваться спросом в ближайший месяц.
- Безопасность хранения. В отличие от других категорий товаров, покупатель всегда может проверить целостность упаковки и сроки хранения. Если сотрудники склада повреждают товар или продукция отгружается не вовремя, это всегда влияет на потребителя.
- Пиковые нагрузки. Распродажи, кризисы — все это провоцирует спрос на сегмент FMCG, потребители склонны делать запасы. Это может стать причиной повышенных нагрузок на работников склада, ведь темпы и объемы растут.
3PL-операторы хорошо работают с рынком FMCG. Аутсорсинг логистики помогает сократить убытки из-за отсутствия товаров на полке и минимизировать риски, связанные с планированием запасов. Малый и средний бизнес экономит на аренде складских помещений, ведь крупные логистические провайдеры предоставляют свои мощности для работы.