- В чем суть метода кросс-докинга в логистике?
- Зачем кросс-докинг нужен в логистике?
- Как выглядит схема кросс-докинга?
- Чем кросс-докинг терминалы отличаются от стандартных складов?
- Какие существуют модификации кросс-докинга?
- Выводы: кому подходит услуга кросс-докинга
В логистике цепочка поставок традиционно состоит из производства товара, доставки его на склад для хранения, комплектации и отправки в точку розничной торговли или конечному потребителю. Однако, не всем компаниям подходит такой метод управления поставками. Так, для бизнеса, который работает с разными поставщиками и скоропортящимися товарами, этот подход нецелесообразен. Им важно построить процесс таким образом, чтобы был максимально быстрым и выгодным, без дополнительных вложений в аренду складского помещения и найма персонала. В такой ситуации стоит обратиться к логистическому провайдеру за услугой кросс-докинга. Этот сервис позволяет организовать комплектацию заказов и их доставку без длительного хранения.
О том, как кросс-докинг дает возможность бизнесу оптимизировать затраты на логистику и ускорить процесс доставки грузов конечному потребителю, Варетека расскажет в этой статье.
В чем суть метода кросс-докинга в логистике?
В логистике постоянно разрабатывают методы по повышению эффективности цепочки поставок. Одним из таких методов стал кросс-докинг. Этот термин буквально переводится с английского языка как “прямая стыковка” и означает приемку и отгрузку товаров без длительного хранения. Груз размещается на складе, как на своеобразном перевалочном пункте. Там его собирают от разных поставщиков, комплектуют при необходимости и грузят в машины. Отгрузка товара и его доставка согласуются по времени, поэтому нет потребности в хранении.
Кросс-докинг упрощает логистику предприятия, что позволяет отслеживать эффективность на любом из звеньев цепочки поставок. Также он позволяет исключить существенные затраты на хранение продукции. Склад для кросс-докинг построен таким образом, чтобы как можно эффективнее организовать процесс обработки входящих и исходящих товарных потоков, с большим количеством сквозных ворот. Процесс поступления товаров организован так, чтобы они из зоны приемки попадали в зону экспедиции, и оттуда отправлялись для доставки потребителям. Также этот метод позволяет устранить виды обработки груза, которые не добавляют ему ценности и возникают при его размещении на хранение. Также то, что товар отправляется к конечному потребителю в минимальные сроки, снижает риски получить испорченную продукцию. Таким образом, бизнес несет меньше убытков при транспортировке товара.
Кросс-докинг позволяет ускорить доставку, что способствует повышению лояльности клиентов. Кроме того, часть стоимости продукции включает в себя и его перевозку и хранение. Поскольку товар не размещается на складе длительного хранения и бизнес не оплачивает этот этап, стоимость конечного продукта также снижается. Это делает товар более привлекательным для потребителей и становится важным преимуществом перед конкурентами.
Зачем кросс-докинг нужен в логистике?
Кросс-докинг способствует оптимизации цепочки поставок, снижает сроки доставки и позволяет работать с большим потоков товаров с минимальным привлечением персонала. Эта услуга необходима компаниям, у которых нет собственного склада. Используя этот подход, такие предприятия снижают затраты на аренду и содержание помещения для хранения. Однако, стоит учесть, что если у бизнеса нет своего автопарка, то самостоятельно организовать процесс кросс-докинга не получится. В таком случае есть смысл обратиться к логистическому провайдеру, который предоставляет эту услугу.
Использование кросс-докинга эффективно в случае если товар поставляют малыми партиями, но в широком ассортименте. Кроме того, на кросс-докинг терминале возможен и такой процесс: мелкие партии консолидируют в одну большую и отправляют одному получателю. Этот метод используется и тогда, когда груз от нескольких поставщиков нужно отправить разным отправителям. Это позволяет выиграть во времени при обработке большого количества заказов, что особенно актуально в сезон пиковых продаж.
Благодаря своим особенностям, кросс-докинг позволяет организовать логистические процессы максимально эффективно при работе с такими видами грузов:
- скоропортящиеся продукты питания (мясная, молочная, овощная, фруктовая продукция);
- товары массового потребления;
- заказы, которые формируют для быстрой доставки;
- высококачественная продукция, которую не нужно проверять при приемке на терминал кросс-докинга;
- продукция, которая имеет строго установленный срок реализации.
Для таких типов товаров важна высокая скорость не только доставки, но и их обработки и отгрузки для отправки потребителям. Поскольку продукция не хранится на складе, снижаются риски связанные с хранением, например, порчей, повреждением или утратой. Поэтому передавая эти процессы на аутсорсинговый кросс-докинг, бизнес может быть уверен, что его товары прибудут в указанное им время и надлежащего качества.
Как выглядит схема кросс-докинга?
Схему кросс-докинга подбирают с учетом того, как поставляется продукция, какие запросы у компании-заказчика, и в каком виде она должна покинуть склад. На сегодня выделяют 2 метода организации процесса кросс-докинге:
- Одноэтапный. При таком виде кросс-докинга продукция поступает в виде уже сформированной паллеты. Она упакована, чтобы исключить доступ посторонних, а также имеет маркировку, на ней указан номер заказа и имя получателя. Товар принимают, в том же виде его размещают в зоне экспедиции, происходит отгрузка и отправка получателю.
- Двухэтапный. В этой схеме перед тем, как загрузить продукцию в машину для доставки к пункту назначения, ее размещают в зоне комплектации. Прибывший на терминал товар расформировывают и доукомплектовывают заказ другой продукцией. Готовый заказ отгружают и доставляют грузополучателю.
И в том, и в другом случаях товар не хранится долгое время на складе. Обработка грузов при одно- и двухэтапном кросс-докинге происходят по определенным схемам. Они различаются, однако, некоторые этапы соблюдаются для обоих видов.
Схема кросс-докинга, который происходит в один этап, выглядит таким образом:
- Перевалка — товар без размещения на хранение перегружают на другой автотранспорт, и он отправляется к грузополучателю.
- Расконсолидация. Груз необходимо отправить разным адресатам, его расфасовывают, отгружают и отправляют по разным направлениям.
Двухэтапный кросс-докинг состоит из таких процессов:
- Переконсолидация. Товар принимают на склад, его сортируют по уже собранным партиям, разгружают по разным машинам и отправляют грузополучателю.
- Консолидация. Поступает груз от разных перевозчиков, его выгружают и формируют в одну партию. Затем его отгружают и доставляют конечному потребителю.
При одно- и двухэтапном кросс-докинге возможна подсортировка продукции. Это процесс, когда при формировании заказа к полученному товару добавляют товары, которые уже находятся на складе.
Чем кросс-докинг терминалы отличаются от стандартных складов?
Кросс-докинг терминалы, в отличие от обычных складов, предназначены не для хранения грузов, а для преобразования грузопотоков. Для того, что обеспечивать эффективность процессов приемки грузов и высокую скорость комплектации заказов, они имеют специфическую планировку и оборудованы особым способом.
Ширина помещения для кросс-докинга должны составлять треть от его длины. Таким образом можно будет установить погрузочно-разгрузочные доки и удобные заезды на склад с докшелтерами и доклевеллерами с двух сторон. Это даст возможность сепарировать исходящие и входящие потоки товаров. Одни ворота должны находиться на каждые 300-500 м². Из-за значительной длины для кросс-докинга используют I-, L-, H-, U-, T-образные помещения. Пространство склада должно иметь минимум несущих конструкций и оборудовано всей необходимой погрузочно-разгрузочной техникой.
Внедрение системы управления складом (Warehouse Management System) способствует высокой производительности терминала кросс-докинга при работе с грузовыми потоками. Информация о поступившем или отгружаемом товаре поступает в систему благодаря считыванию радиочастотных RFID-чипов или штрихкодов. Таким образом работники склада в режиме реального времени отслеживают движение грузов и возникающие ошибки. Также это ускоряет комплектацию заказов. Водители автотранспорта получают уведомления о том, к какому времени и к каким воротам они должны подъехать. Все эти меры способствуют установлению четких таймингов по отгрузке и погрузке товара. В отличие от стандартного склада, накладки во времени недопустимы на терминале кросс-докинга.
Какие существуют модификации кросс-докинга?
Кроме “классического” кросс-докинга, в логистике существуют и другие услуги, в основе которых лежит принцип обработки заказов без длительного хранения. По сути, это тот же кросс-докинг, который имеет некоторые особенности под цели и задачи заказчика.
Услуга BBXD (Break Bulk cross-docking) подразумевает, что товар поступает на распределительный центр логистического провайдера в любом виде. Груз от разных поставщиков расформировывают, и согласно заявке заказчика консолидируют и отправляют получателю. Это оптимальное решение для торговых сетей, которым важно организовать быструю доставку продукции (в том числе ввезенную из-за рубежа) без потери качества в свои магазины. Также услуга позволяет оптимизировать маршруты поставки и минимизировать использование транспорта.
Вторая модификация кросс-докинга — быстрый поток. Особенностью услуги быстрого потока является то, что она создана специально под направление продаж. Это синтез кросс-докинга, BBXD и фулфилмента. Входящий поток может включать как крупные, так и небольшие партии товаров, а при выходе это будут готовые заказы конкретным получателям. Компания-заказчик услуги передает логистическому провайдеру общий список товаров и указывает их весогабаритные характеристики. Благодаря этой информации провайдер подбирает вид упаковки и подсчитывает стоимость услуги. Также заказчик сообщает, какие товары из общего списка пойдут в конкретные заказы и наименование получателей. Схема услуги быстрого потока схожа со схемой кросс-докинга, однако тут может быть больше дополнительных услуг — вложение промо-материалов, гарантийных талонов, организация возвратной логистики и т.д. Такой услугой пользуются импортеры, экспортеры, дистрибьюторы, ритейлеры, электронная коммерция.
Мы создали таблицу со сравнительными характеристиками модификаций кросс-докинга.
Модификация | Направление продаж | Сегменты бизнеса | Формат приема товара | Особенности |
Кросс-докинг | B2B | Производители, дистрибьюторы, торговые сети | Моно- или микс паллеты | Товар прибывает на терминал паллетами, которые в таком же формате загружают на транспортные средства |
BBXD | B2B | Производители, дистрибьюторы, торговые сети | Моно- или микс коробки, моно- или микс паллеты, штуки, негабаритные грузы | Товар прибывает на терминал в коробках или паллетах, грузы из разных форматов консолидируют в отдельную партию и отправляют разными транспортными средствами |
Быстрый поток | B2C | Интернет-магазины | Моно- или микс коробки, моно- или микс паллеты | Товар прибывает на терминал в коробках или паллетах, продукцию отбирают поштучно и отправляют единым заказом конечным потребителям (клиентам интернет-магазина) |
Выводы: кому подходит услуга кросс-докинга
Применение кросс-докинга способствует упрощению логистики бизнеса и снижению стоимости его продукции за счет сокращению расходов на склад. Грамотно организованный процесс способствует ускорению доставки, позволяет бизнесу отправлять скоропортящиеся продукты на дальние расстояния и организовать товарооборот даже в высокий сезон. Кросс-докинг выгоден сетевым магазинам, супермаркетам, логистическим и аутсорсинговым компаниям, автобизнесу, и везде, где необходим непрерывный поток поставок.
Чтобы быть уверенным в качестве этой услуги, необходимо выбрать надежного 3PL-оператора. Ему необходимо иметь в распоряжении достаточный транспортный парк и необходимую инфраструктуру, а терминал кросс-докинга должен быть автоматизированным. Стоимость услуги зависит от типа груза, объемов поставок, количества этапов в цепочке, необходимости предоставления дополнительных услуг.