- Что такое логистический хаб?
- Чем логистический хаб отличается от склада?
- Как мультимодальные хабы оптимизируют цепочки поставок?
- Примеры логистических хабов
- Пример № 1. Magna Park в Великобритании
- Пример № 2. Логистический хаб DHL в Лейпциге
- Пример № 3. “Сухой порт” в Одессе
- Выводы
Ежедневно в мире обрабатывают, принимают и отправляют миллионы грузов. Динамика импорта-экспорта постоянно растет. Чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке, компаниям нужно увеличивать пропускную способность складов.
Чтобы укрепить логистическую систему, в европейских странах строят огромные индустриальные парки. Это склады с огромной площадью, которые обрабатывают большие объемы грузов.
В этой статье мы расскажем, что такое логистический хаб, чем он отличается от обычных складов и почему компаниям выгодно инвестировать в строительство огромных индустриальных логистических парков. Также покажем несколько примеров.
Что такое логистический хаб?
Логистический хаб — это огромный “город из складов”, где выполняют весь комплекс операций по обработке грузов. Некоторые логопарки способны обрабатывать более 1 миллиона TEU (двадцатифутовый эквивалент, единица для измерения вместимости транспорта). Один логистический хаб может занимать территорию площадью более 1 миллиона квадратных метров. Строительство крупных логистических комплексов — тенденция, которая получила большую популярность во многих странах мира.
Логопарк объединяет грузовые потоки, — товары здесь хранят, обрабатывают и перераспределяют по другим складским комплексам. Еще одна отличительная черта — возможность отгружать продукцию с разных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, морского, авиа), и загрузить товары. Услуги, которые непосредственно связаны с эффективным управлением товарно-материальными запасами, — доставка, растаможка, хранение груза, — проводятся на месте.
Логистический хаб — это целый городок с производственными помещениями для товарной продукции, ремонтными зданиями для грузового автотранспорта, терминалами, таможенными участками, фасовочными цехами, парковкой, офисными помещениями и так далее. Инфраструктуру логопарков разрабатывают под специфику бизнеса.
Крупнейшие логистические компании мира проектируют логистические комплексы площадью до нескольких миллионов квадратных метров. В Европе расходы на строительство и содержание подобных объектов достигают 3 миллиардов долларов. Центры располагаются в зонах ближайших аэропортов, портов, местах концентрации производств, основных магистралей или на их пересечении.
Чем логистический хаб отличается от склада
На первый взгляд, функции склада и логистического хаба одинаковы. Однако с точки зрения управления цепочками поставок, это совершенно разные структуры. Главные отличия:
- Размер. Один из самых больших складов Amazon занимает площадь в 93 тысячи квадратных метров. Логистические хабы превосходят обычные склады по масштабам. Для сравнения, в немецком городе Гросберен находится логопарк “Берлин-Юг”, который занимает площадь 2,5 миллионов квадратных метров.
- Комплекс операций. Основные операции на обычных складах — это разгрузка/погрузка товаров, приемка, хранение, отбор, комплектация и так далее. Список операций, которые может выполнять логистический хаб, намного больше. Например, здесь могут оказывать стивидорные, таможенные, транспортные услуги и так далее.
- Пропускная способность. Масштабы операций в логистических хабах впечатляют. Некоторые логопарки способны обрабатывать более 1 миллиона TEU в день. Одна такая единица эквивалетна 20-футовому контейнеру с длиной 6,1 метров и шириной 2,44 метра. Как правило, логистические хабы работают с мультимодальными грузами, поэтому в комплексах обеспечивают оптимальные условия хранения сразу нескольких категорий товаров. Например, на территории одного хаба могут хранить и продукты питания, и зерно, и металлоконструкции. Для хранения миллионов товаров, включая продукты питания, нужно нескольких температурных зон. Кроме того, независимо от сезона и перепадов температур, внутри помещений должно быть комфортно работать людям.
- Местоположение. Склады могут размещать в разных точках. Это зависит от стратегии компании. Так, они находятся или ближе к производству, или — к конечному потребителю. Для транспортно-логистического хаба локация — главное преимущество. Огромные логопарки размещают на территориях аэропортов, морских портов. Местоположение планируют так, чтобы груз можно было доставить и перенаправить любым типом транспорта.
- Инфраструктура. Как правило, склад — это одиночное здание, а логистический хаб — это целый город. На территории логопарка могут находиться несколько складских комплексов, зона таможенного хранения, отдельные комплексы для опасных грузов, офисы, зоны для обслуживания транспорта и так далее. Инфраструктура зависит от потребностей бизнеса.
- Количество собственников. Самостоятельно содержать транспортно-логистический хаб могут позволить себе только крупные компании, часто — при поддержке властей. Поэтому, чаще всего, собственников логопарков несколько. Распределять арендаторов по зонам в рамках одной площади приходится даже при разных направлениях их деятельности.
Как видно, логистический хаб — это не просто склад, а целый город, обустроенный под нужды компаний и эффективного управления цепочками поставок.
Как мультимодальные хабы оптимизируют цепочки поставок
Сегодня в некоторых странах, в том числе и Украине, есть проблема с загруженностью транспортных путей. Большие потоки фур курсируют по дорогам и доставляют продукцию по складам.
Как показывает практика основных европейских стран, строительство транспортно-логистического хаба — хороший вариант решения проблемы. Как правило, логопарки строят вдали от городов. Это помогает консолидировать транспорт в одном месте и разгрузить автомобильные магистрали.
Для компаний строительство логистического хаба — это возможность создать единый кластер и объединить усилия. Таким образом, каждый участник сети получает одинаковую загруженность. Благодаря консолидации расходы распределяются равномерно между компаниями. Таким образом, затраты снижаются для каждого участника.
Примеры логистических хабов
Логопарки активно развиваются в европейских странах. Мы собрали 3 примера реализации мультимодальных хабов в Великобритании, Германии и Украине.
Пример № 1. Magna Park в Великобритании
Логистический хаб Manga Park основали еще 1987 году. Раньше на территории застройки находился аэродром. Его использовали в военных целях во время Второй Мировой Войны. Позже территорию переоборудовали в площадку, где проводили испытания гражданских самолетов.
Сейчас Manga Park занимает территорию более 550 акров (около 2,2 миллионов квадратных метров). У логистического хаба очень выгодное расположение — он находится в области “Золотого треугольника”, возле основного транспортного узла страны.
Сейчас территорию логистического хаба арендуют 29 компаний. Они занимают площадь в 32 зданиях. Это более 700 тысяч квадратных метров. Среди арендаторов — крупнейшие компании, — DHL, Toyota, ASDA и другие.
Пример № 2. Логистический хаб DHL в Лейпциге
Новым центром транспортной логистики в Европе стал порт DHL в Лейпциге. DHL Express имеет стратегию на открытие таких логических комплексов до 2025 года. Компания намерена увеличить производительность сети для доставки международных грузов.
Сортировочной линией в выше указанном логистическом хабе управляет система распределения с собственным программным обеспечением DHL, которая информирует о номере посылки и отслеживает ее локацию. До погрузки она попадает в сканирующее устройство 4 раза.
Десятки самолетов в день отвозят заказы в разные концы мира. Всеми операциями на месте управляет диспетчерский центр Network. В международном логистическом хабе, кроме подъемников и лифтов, работники используют велосипеды и самокаты, чтобы передвигаться по терминалу.
Пример № 3. “Сухой порт” в Одессе
Хотя в Украине логистические хабы только начинают развиваться, уже можно привести примеры. Один из них — одесский “Сухой порт”.
В 2005 году компания “Евротерминал” получила поддержку Европейского Банка Реконструкции и Развития, построив логистический центр. “Сухой порт” — это территория площадью 42 гектара (420 тысяч квадратных метров).
“Сухой порт” дает возможность доставлять грузы сразу несколькими видами транспорта — морским, автомобильным и железнодорожным. На территории логистического центра находятся склады для хранения контейнеров, транзитная площадка, склад временного хранения, комплекс обработанных сборных грузов и другие помещения. Рядом находится Одесский порт.
Таким образом, “Сухой порт” — это решение, где можно проводить весь комплекс логистических операций и удобно перевозить грузы в Одесский порт. При этом путь грузового транспорта не пересекается с магистралями города.
Кроме того, в феврале 2021 года компания “Смарт Холдинг” заявила, что планирует построить логистический хаб в Николаеве. Он будет находиться на территории бывшего судостроительного завода. Это свидетельствует о том, что украинский бизнес нуждается в комплексных логистических решениях.
Выводы
Европейские страны активно наращивают объемы импорта-экспорта. Поэтому возникает потребность в строительстве огромных логистических хабов, которые консолидируют всех участников цепочки поставок.
Логистический хаб — это масштабный складской комплекс, где можно обрабатывать огромные объемы грузов (некоторые логопарки способны принимать более 1 миллиона TEU). В отличие от стандартных складов, логопарки — это целые города, оборудованные под потребности логистики. Тут могут находиться помещения для хранения, таможенные терминалы, ремонтные парки для автомобилей, фасовочные цехи. Инфраструктуру разрабатывают с учетом потребностей компаний.
Строительство мультимодальных парков позволяет разгрузить основные автомагистрали, распределить нагрузку всех участников цепочки поставок, снизить таможенные платежи и оптимизировать импортно-экспортные операции.