- Что такое дистрибьюция
- Функции логистики на предприятии
- Задачи отдела логистики
- Крупные дистрибьюторы Украины
Чтобы работать, компании должны поддерживать уровень продаж и стимулировать сбыт продукции. Логистика дистрибьюции — это сфера деятельности предприятия, которая помогает достигать этих целей.
Логистика дистрибьюции имеет несколько названий: сбытовая, распределительная, маркетинговая. Но задача у нее одна — доставить товар в оптимальном объеме в точку сбыта с минимальными затратами.
В этой статье мы расскажем, какую роль играет логистика дистрибьюции в деятельности компаний и почему важно организовать сбыт продукции.
Что такое дистрибьюция
Слово “дистрибьюция” произошло из латинского (от “distributio” — “разделение”). Дистрибьюция включает в себя одновременно логистику и маркетинговые активности, которые стимулируют спрос среди потребителей. Простыми словами, главная задача этого направления — получение продукции, хранение груза до момента заказа, доставка товара точно в срок на торговую точку.
Дистрибьюция и логистика тесно связаны между собой, однако эти понятия — не одно и то же. Логистика отвечает за распределение материальных потоков и полный контроль над ними на всех этапах цепочки поставок (например, при обеспечении производителя нужными деталями), а дистрибьюция — только за физическое распределение на этапе доставки товара в конечную точку потребления. Таким образом, логистика функционирует во всей цепи поставок, а дистрибьюция — только на небольшом отрезке.
Бизнес-процессы логистики в дистрибьюции выстраиваются так, чтобы обеспечить сбыт товаров с минимальными временными и финансовыми затратами; планировать и управлять доходами компании; контролировать товарооборот.
Компании, которые работают с большим ассортиментом товара, предпочитают сотрудничать с дистрибьюторами — посредниками между производителями и торговыми сетями. Это позволяет делегировать задачи по оптовой закупке товаров и предпродажной подготовке.
Ключевые элементы в организующей схеме дистрибьюторской компании — отдел логистики и маркетинга. Первый обеспечивает хранение груза с помощью собственных складов и доставляет товар к конечному или промежуточному пункту реализацию благодаря автопарку. Отдел маркетинга стимулирует сбыт продукции благодаря наличию отдела продаж и активной клиентской базы.
Функции логистики на предприятии
Главная цель распределительной логистики — обеспечить высокое качество сервиса для клиентов. Хорошо налаженная дистрибьютивная сеть гарантирует наличие широкого ассортимента товаров, которые пользуются спросом; минимальное время цикла оформления заказа; непрерывность процессов логистики, таких как складская обработка и транспортировка; возможность отслеживать статус заказа на всех этапах; снижение вероятности ошибок.
Задачи отдела логистики
- полный контроль заказов. Отдел логистики в дистрибьюции должен разработать схему обработки и движения заказов к потребителю. При больших объемах работ внедряют систему автоматизации;
- организация складов. Специалисты отвечают за поиск подходящего склада, который сможет закрыть потребности бизнеса по обработке заказов. Особенное внимание уделяют локации и оснащенности помещения;
- планирование ресурсов. Чтобы обеспечить минимальное время на поставку продукции, отдел логистики должен постоянно следить за балансом оставшейся продукции — закупать оптимальное количество товаров;
- упаковка. Этот этап необходим, чтобы обеспечить целостность товара во время транспортировки. Кроме того, упаковка делает бренд более узнаваемым, информирует потребителя о важных характеристиках продукции;
- транспортировка к конечному или промежуточному пункту. Отдел логистики отвечает за выбор оптимального транспортного средства, подбор маршрутов, степень загруженности автомобиля;
- послепродажное сервисное обслуживание. Эта задача обеспечивает обратную логистику: прием возврата дефектных товаров от покупателей, гарантийное обслуживание, утилизацию упаковки;
- администрирование логистических процессов. Специалисты отдела логистики отвечают за контроль операций, оптимизацию затрат, управление складскими запасами и так далее.
Компании предпочитают отдать процессы распределения на аутсорсинг дистрибьюторам, поскольку узкоспециализированные компании могут выстроить сбыт с минимальными затратами.
Крупные дистрибьюторы Украины
Сегодня украинский рынок дистрибьюторов обширен. Большинство компаний выбирают узконаправленную нишу работы. Например, продукты питания, табачная, алкогольная продукция, бытовая химия и т.д.
В 2016 году профильный портал TradeMaster составил ТОП-100 дистрибьюторов Украины, которые работают в сегменте FMCG. В первую пятерку вошли:
- TEDIS Ukraine — дистрибьютор сигарет по всему миру.
- “Мироновский хлебопродукт” — известный производитель и дистрибьютор куриного мяса (например, марка “Наша Ряба”).
- J. T. International Company Ukraine — дистрибьютор табачных изделий, дочерняя компания Japan Tobacco.
- Imperial Tobacco — поставщик табачных изделий.
- P & G Ukraine — дистрибьютор бытовой химии.
В качестве дистрибьютора “АШАН” удерживает второе место во Франции, а также 13-ое место в мире, как розничная сеть.