- Dark store: все не так мрачно
- Чем Dark Store отличается от обычного распределительного центра?
- Dark Store — это склад или магазин?
- Как с “темными магазинами” в Украине?
- В чем преимущества Dark Stores?
Новые технологии и решения стремительно врываются в повседневную жизнь людей, а коронавирус только ускоряет развитие необычных форматов работы в логистике и ритейле. Сейчас никого не удивишь доставкой дронами, роботами-курьерами. А как насчет магазина без покупателей и кассиров. Это уже не фантастика, а новая реальность.
В этой статье мы расскажем о “темных магазинах” и как формат может помочь во времена коронавируса.
Dark store: все не так мрачно
Глазами покупателя, типичный поход в супермаркет выглядит примерно так: ходишь между полок, выбираешь товары, кладешь в корзину, подходишь к кассе, выстаиваешь очередь, пробиваешь и оплачиваешь товары. А теперь представьте, как в центре города стоит огромный магазин, но там не собираются толпы покупателей, нет кассиров.
Как бы мрачно не звучало название “темный магазин”, это всего лишь новый формат ритейла, который может составить серьезную конкуренцию E-Grocery.
Dark Store — это наполовину магазин и распределительный центр. Интерьер здания похож на обычный супермаркет — все те же полки с товарами. Однако покупателей там нет, а вместо кассиров — сборщики заказов.
Все просто: покупатели делают онлайн-заказ, сотрудники магазинов формата dark stores комплектуют его. Клиент может забрать покупку самостоятельно, на точке выдачи, или воспользоваться услугой доставки.
На самом деле, первый darkstore запустила британская сеть супермаркетов Sainsbury’s еще в начале 2000-х годов, но вскоре магазин закрылся из-за маленького количества заказов. Активное развитие “темных магазинов” началось в 2009 году благодаря Tesco. Теперь только во Франции открыли более 2 тысяч dark stores.
Чем Dark Store отличается от обычного распределительного центра?
Описание “темных магазинов” наводит на мысль, что это про распределительный центр с модным названием. Это мнение ошибочно.
Первое отличие — местоположение. Крупные распределительные центры в большинстве случаев находятся вдали от города. Таким образом, на доставку заказа уходит много времени. Dark Stores показывают, насколько актуальна доставка “последней мили” во времена коронавируса. “Темные магазины” находятся в городе, как и в случае с обычными супермаркетами. Это позволяет доставить продукцию в короткие сроки.
Второе отличие — ассортимент продукции. В распределительных центрах редко хранятся скоропортящиеся товары, чувствительные к температурному режиму (например, готовая еда). В “темных магазинах” ассортимент не отличается от супермаркетов сегмента FMCG. Там продается все. В некоторых “темных магазинах” даже есть кулинарный отдел, знакомый потребителю благодаря крупным супермаркетам.
Третье отличие — площадь. Распределительные центры — это помещения с огромной территорией. Чтобы обработать один заказ, уходит уйма времени. “Темные магазины” размером, как обычный супермаркет. Сотрудники могут быстро найти каждый товар заказа и укомплектовать его.
Dark Store — это склад или магазин?
Дать однозначный ответ на этот вопрос сложно. С функциональной стороны, Dark Store действительно похож на склад. Однако там продаются продукты FMCG-сегмента: пища, бытовая химия, предметы личной гигиены и т.д. В Dark Stores продукция хранится согласно требуемым условиям для каждого товара. Интерьер “темных магазинов” похож на обычные магазины. Dark Stores работают на быструю комплектацию и доставку.
Как с “темными магазинами” в Украине?
Пока Dark Stores не доступны в Украине. Однако в 2020 году Glovo запустил первую “облачную кухню”. Это тот же “темный” формат, только вместо магазинов, ресторанный бизнес.
Dark Kitchen — это место, где присутствуют исключительно повара, ресторанный персонал и курьеры. “Темные кухни” работают только на онлайн-заказы. Там нет привычных столиков для посетителей. Dark Kitchen может объединять несколько ресторанов и кафе одновременно.
Некоторые страны, которые граничат с Украиной, уже активно экспериментируют с форматом “темных магазинов”. Возможно, скоро концепцию будут развивать и у нас.
В чем преимущества Dark Stores?
Несмотря на то, что формат не новый, это отличный выход из ситуации во времена, когда важна социальная дистанция. Сотрудники “темных” магазинов не контактируют с огромным количеством посетителей, нет огромных очередей.
Среди других плюсов для бизнеса:
- Сроки доставки сокращаются в разы — нет потребности тратить огромное количество времени на комплектацию и перевозку заказа из распределительного центра.
- Сотрудники магазинов становятся более лояльны. Им не нужно контактировать с сотнями людей.
- Покупатели не могут украсть или повредить продукт. Ведь их в “темных магазинах” просто нет.
Для ритейлера запуск магазина такого формата ничем не отличается, от открытия обычной торговой точки. Однако можно сократить издержки на обслуживание покупателей.