- Урок №1. Бережно использовать ресурсы
- Урок № 2. Планировать складские запасы
- Урок № 3. Уметь делегировать
- Выводы: что можно вынести из опыта Генри Форда?
Генри Форд – американский промышленник, изобретатель, основатель компании Ford Motor Company. Автоконцерн был основан еще в 1903 году, и он все еще остается одним из самых крупных и прибыльных. Успех компании стал возможным благодаря идеям ее создателя. Особое значение Генри Форд уделял складской логистике. Грамотное управление запасами продукции и эффективное использование складских помещений позволило компании сократить затраты и оптимизировать производство. Продукция регулярно поступала на рынок, удовлетворяя спрос потребителей и принося автоконцерну небывалую для того времени прибыль.
В этой статье мы рассказываем о 3 историях успеха Генри Форда, которые оказали положительное влияние на его собственную компанию. Эти уроки будут полезны предпринимателям, которые хотят наладить эффективные процессы в складской логистике своего предприятия.
Урок №1. Бережно использовать ресурсы
Снижение затрат компании считается эффективным способом увеличения прибыльности предприятия. Важную роль в экономии ресурсов имеет оптимизация процессов. Направление Lean (другое название – бережливое производство, о котором мы упоминали в нашей статье) широко применяют в складской логистике, сформировалось благодаря одноименному подходу к производству. Впервые lean-производство было введено другой успешной автокомпанией – Toyota Motor Corporation. Но немногие знают, что руководителя автоконцерна Тайити Оно при создании этого подхода вдохновляли идеи именно Генри Форда.
Форд стоял у истоков мировой автопромышленности. В начале прошлого века машин выпускалось мало, и были они дорогостоящими. Генри Форд решил создать автомобиль, который будет доступен каждому. Но из-за ручной сборки создание автомобиля был длительным и дорогостоящим. Тогда Форд решил поставить процесс на конвейер. Он разделил производство на этапы. Генри Форд закрепил сотрудников за каждым из них, и они собирали автомобиль по мере его движения без потери времени и сил.
Ускорив производство и оптимизировав труд рабочих, Форд продолжал свои эксперименты над удешевлением своего продукта без ущерба для качества. Широко известна эта цитата Генри Форда:
«Любой клиент может получить автомобиль выкрашенный в тот цвет, в который он хочет — до тех пор пока этот цвет — чёрный».
Единообразная покраска удешевляла производство. И это лишь один пример оптимизации операций. Как результат – автомобили выпускались миллионными сериями, а их стоимость была приятной для покупателя.
Тайити Оно создавал свою систему управления предприятия, опираясь на то, что любые потери на производстве – это проблема. Показав свою эффективность на производстве, этот метод распространился и на другие сферы. Основные положения применительно к складской логистике можно сформулировать так:
- сократить трудовые и временные затраты при перемещение продукции по складу;
- оптимизировать размещение продукции;
- использовать складское помещение рационально;
- минимизировать складские запасы;
- постоянно совершенствовать складских процессов;
- поощрять инициативу сотрудников по оптимизации работы склада.
В наши дни компании необходимо применять наиболее эффективные методы для получения преимущества перед конкурентами. В складской логистике крайне важны такие факторы, как скорость и качество. Благодаря применению принципов бережливой логистики можно оптимизировать работу склада и повысить привлекательность услуг для клиентов.
Урок № 2. Планировать складские запасы
Генри Форд уделял много внимания разработке рационализированной производственной цепочки от закупки сырья до доставки автомобиля. На то время это было настоящим прорывом. Тогда логистику рассматривали как статическую функцию, которая состоит преимущественно из транспортировки и хранения товара. Руководители крупных предприятий не имели представления, как сильно это может повлиять на прибыльность компании.
В сфере складской логистики Форд применил тот же принцип, который он использовал ко всей своей компании: решать задачу быстро, эффективно, дешево и без потери в качестве. Необходимые для производства материалы всегда доставлялись на заводы Форда точно в необходимых количествах. Основатель автоконцерна объяснял, что если морское судно своевременно доставит руду, которая затем попадет на завод, то через двое суток будет готов автомобиль, который вскоре будет куплен. Сейчас этот принцип можно трактовать так, что попадание нужной запчасти в нужный момент и в нужном количестве на производственную линию сократит или устранит затраты. Это влияет и на складскую логистику: если сырье сразу же превращается в продукт и попадает на рынок сбыта, не нужно арендовать или покупать склад, вести учет остатков, беспокоиться за сохранность сырья. Также и хранить готовые автомобили, которые выпускались миллионными сериями, было экономически невыгодно.
В книге «Моя жизнь, мои достижения» Генри Форд сформулировал свое видение этой ситуации:
«Держать на складе большое количество материалов мы не можем себе позволить точно так же, как скапливаться там готовым автомобилям. Все должно непрерывно двигаться к нам и от нас»
Он понимал, что длительное нахождение его продукта на складах не сможет удовлетворить спрос покупателей, а его компанию оставит без прибыли.
Но с другой стороны, Генри Форд понимал, что необходимо всегда иметь в наличии страховые запасы. Например, однажды завод, который поставлял Ford Motor Company детали, загорелся. Однако компания не могла остановить процесс производства автомобилей. Только благодаря тому что на складе оставались страховые запасы, им удалось избежать простоя до тех пор, пока поставки не наладились.
Этот пример показывает, почему в складской логистике так важно иметь дополнительные буферные запасы. В случае нарушений в цепочках поставок, это поможет избежать сбоев, а компания не потеряет прибыль.
Урок № 3. Уметь делегировать
Генри Форда можно назвать гениальным менеджером, но даже он допустил серьезный промах в свое время. Форд создал первую в мире многоуровневую вертикально интегрированную компанию. Дело в том, что он стремился контролировать движение своей продукции на всех этапах и самолично проверять выполнение всех функций. Поэтому он покупал угольные шахты, железорудные месторождения, стеклодувные фабрики, и даже каучуковую плантацию.
Однако уже в 1927 года мировой рынок захватила другая автомобилестроительная корпорация General Motors (43,5%), а компании Генри Форда осталось менее 10%. Все дело в том, что Альфред Слоун-младший, президент концерна-конкурента, использовал совершенно другую стратегию. Он считал, что лучше передавать неосновные задачи на аутсорсинг специализированным компаниям. Именно благодаря такому подходу General Motors смогли обогнать Ford Motor Company.
Форд осознал свою ошибку, и со временем независимые фирмы стали полноценными участниками снабженческо-сбытовой сети Ford Motor Company. Приоритеты в корпорации сместились от контроля на основе собственности к контролю на основе управления партнерскими отношениями. Это позволило сосредоточить финансовые ресурсы компании на производстве.
Выводы: что можно вынести из опыта Генри Форда?
Генри Форд был настоящим новатором своего времени. Он не изобретал принципиально новые решения, а лишь оптимизировал и максимально упрощал уже имеющиеся производственные процессы. В сферу складской логистики он внес те же принципы, которыми руководствовался на своих заводах. А именно: наличие необходимой продукции в необходимом количестве, эффективное использование человеческих ресурсов и складского пространства, обладание страховыми запасами как залогом бесперебойного производства.
Разумеется, история успеха Генри Форда была бы неполной без способности его основателя оставаться гибким и приспосабливаться к постоянно меняющимся внешним обстоятельствам. Когда он осознал, что даже его успешная компания не может быть полностью самодостаточной, он взял курс на делегирование задач. В современном бизнесе аутсорсинг неосновных функций, таких как складская логистика, способствует повышению эффективности и прибыльности предприятия.